Сергей Иванович Грицевец родился в 1909 году в деревне Боровцы Барановичского района Брестской области в крестьянской семье. Белорус. В 1915 году семья переселилась в Зауралье, на станцию Шумиха. В 1927 году Сергей приехал в Златоуст. Работал слесарем на заводе (ныне — машиностроительный имени В. И. Ленина). Здесь вступил в комсомол, а в 1931 году — в члены партии. Учился в Оренбургской военной школе летчиков. По окончании служил в истребительной авиации. Участвовал добровольцем в гражданской войне в Испании, командовал эскадрильей в боях с японскими интервентами на Халхин-Голе. За образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР 22 февраля 1939 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза, а спустя полгода, 29 августа, он стал дважды Героем Советского Союза. С. И. Грицевец погиб 16 сентября 1939 года при исполнении служебных обязанностей. Именем дважды Героя Советского Союза С. И. Грицевца названы улицы в Москве, Минске, Златоусте, Шумихе и Барановичах. Его имя присвоено высшему военному авиационному училищу в Харькове.
В мае 1931 года Сергей Грицевец по путевке горкома комсомола Златоуста отправился в Оренбург. Всю дорогу волновался, ведь еще предстоит пройти медицинскую и мандатную комиссии. Медицинской он не боялся. Врачи сказали — здоров! Да он и не сомневался в этом: всегда увлекался спортом. А вот что скажет мандатная комиссия? Анкета у него самая обычная. Трудовую биографию начал на заводе. В чем видит смысл и цель жизни? В том, чтобы до конца быть верным делу Ленина и Коммунистической партии. Что сумел сделать? Пока немного. С другом Сергеем Яковлевым создали первую в цехе ударную бригаду. Когда принят в ряды Коммунистической партии? Уже месяц, в апреле 1931-го... Школа летчиков располагалась на окраине города в массивном кирпичном здании. Сергей нашел ее быстро. И все опасения оказались напрасными! Его приняли. Он — курсант! Началась учеба. Сергей — один из самых пытливых и прилежных. Он с увлечением постигает авиационную технику, аэродинамику, часами сидит у плакатов и схем, стремится проникнуть в суть теории полета. Много читает книг и журналов по авиации. Помогает техникам, обслуживающим учебные самолеты, разбирать и собирать моторы. Наконец дождался полетов. Сначала с инструктором, потом самостоятельно. С каким желанием усваивал он первые навыки пилотажа! И вот аттестация Сергея Грицевца: «Активен в общественной работе, скромен, у товарищей пользуется большим авторитетом и любовью, физически развит хорошо. Вынослив и работоспособен в отменной степени. Теоретический курс усвоил хорошо. В вопросах материальной части разбирается тоже хорошо, помогает технику. Летать очень любит. К полетам относится продуманно и серьезно. В воздухе внимателен. Решения принимает уверенно, правильно и быстро. Техника полета хорошая. Летает смело и уверенно, без лишнего удальства. Задания выполняет четко. Боязни нет. Несколько впечатлителен, особенно к неудачам. Программу усваивал быстро и хорошо. Достоин звания командира РККА и младшего военного летчика». После отпуска Сергей Грицевец прибыл в Киев, к месту службы. Началась напряженная жизнь летчика-истребителя: ежедневные тренировочные полеты, стрельбы, разборы. Он тренировался с каким-то яростным азартом. Потом Дальний Восток, Одесская школа высшего пилотажа и воздушной стрельбы. Полеты, учеба, совершенствование боевого мастерства. В июле 1936 года вспыхнул военно-фашистский мятеж в Испании. Во всем мире развернулось движение солидарности с испанскими республиканцами. Советский Союз оказывает республике разностороннюю помощь. В Кировабаде Азербайджанской ССР для испанских летчиков организуется школа. Сергей Грицевец направлен инструктором. Он не раз просит зачислить его в ряды добровольцев, отправляющихся сражаться в Испанию. Но получает отказ. Тогда он пишет письмо наркому обороны. Летом 1938 года в Испанию выехало 28 летчиков-добровольцев, и среди них Сергей Грицевец. Для Сергея началась боевая жизнь. Она потребовала напряжения всех сил. Вылетать приходилось по многу раз в день. Сколько он провел жарких схваток с врагом — трудно перечислить. И во всех выходил победителем. Вот один из эпизодов. Он ведет группу истребителей сопровождения. Бомбардировщикам предстоит крепко поработать в тылу мятежников. Но до цели еще далеко. Внезапно атакуют «фиаты». Их вдвое больше. Закрутилась огненная карусель. Один «фиат» загорелся, следом за ним — другой. Подбит уже третий. Остальные в беспорядке рассыпались, улетели. Дрались наши летчики отважно. Но в азарте боя они оставили бомбардировщиков на произвол судьбы. И только Грицевец разгадал замысел противника — втянуть в схватку наши истребители, отвлечь, увести, а с бомбардировщиками тотчас расправятся самолеты, дежурившие в стороне. Враг предвкушал легкую победу. А Грицевец кинулся наперерез, ошеломил своей дерзостью, широкими, неожиданными маневрами спутал коварный замысел. Он сбил два фашистских самолета, а остальных заставил покинуть поле боя. Испанцы — пилоты спасенных бомбардировщиков — в тот же день приехали к нашим летчикам, чтобы поблагодарить комрада Серхио. А когда осмотрели его самолет, то обнаружили на фюзеляже и плоскостях девятнадцать пробоин. Проводя со своими летчиками разбор этого вылета, Грицевец сказал: — Не хочу вас обижать. Дрались вы честно, но на войне, как убедились, слепого мужества не должно быть. Испанцы высоко ценили мастерство Грицевца, удивлялись его смелости и бесстрашию. 23 мая 1939 года в районе реки Халхин-Гол японские войска вторглись на территорию МНР. Советский Союз, верный договорным обязательствам, выступил на защиту завоеваний народной республики. Туда направляется группа летчиков, воевавших с фашистами в Испании. У них — особое задание. Передавая свой опыт другим, они в то же время должны были испытывать новые самолеты, проверить тактические выводы их боевых сражений в Испании. С первых дней боевой работы командир эскадрильи С. И. Грицевец начал собирать данные о японской авиации, изучать характер ее действий. Это позволило составить четкое представление о японских самолетах, их боевых характеристиках, уровне подготовки летчиков, тактических приемах. Сергей Грицевец не раз изумлял своих соратников выдающимся мастерством ведения боя, хладнокровием, выдержкой и отвагой. Об этом свидетельствует эпизод, приведенный в книге «Истребители» дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации А. В. Ворожейкина. «Бой кончился на преследовании. Я незамедлительно пристроился к И-16, который шел со снижением, настигая одиночку-японца, уходящего к Халхин-Голу. Мой ведущий догнал противника у самой земли и попытался с ходу атаковать, японец, обладая лучшей маневренностью, ускользнул. Я тоже предпринял атаку, но пушки и пулеметы молчали — боеприпасы кончились. Незнакомец на И-16 шел одним курсом с японцем и немного в стороне, выбирая момент для повторного нападения. Последовавшие затем движения моего ведущего изумили: словно предупреждая врага о своем дальнейшем намерении, он покачал крыльями, привлекая к себе внимание, затем глубокий крен в сторону японца. Противник понял, конечно, что это поворот для атаки. Чтобы избегнуть прицельного огня, он, в свою очередь, так же круто повернулся на атакующего. Но тут я заметил, что истребитель, заложив свой демонстративный крен, удерживает машину в прямолинейном полете. Это была имитация атаки, ложное движение, очень тонкая хитрость. И японец клюнул. Правда, в следующее мгновение он уже понял свою ошибку и попытался ускользнуть. Но было поздно: И-16 на какой-то миг застыл у него на хвосте, блеснул огонь, и противник, словно споткнувшись, ринулся в реку. — Вот это да! — восхитился я, разворачиваясь за неизвестным летчиком... Когда же из рассказов других участников сражения стало известно, что это был не кто иной, как Сергей Иванович Грицевец, мое восхищение этим человеком еще более возросло». «Весь фронт гремел рассказами о замечательном подвиге Сергея Грицевца — о том, как он, снизившись на вражеской территории, спас своего друга и командира Забалуева», — писала в те дни армейская газета «Героическая Краснознаменная». За время боев в небе Испании и Монгольской Народной Республики С. И. Грицевец лично сбил 42 вражеских самолета.
ПРИЛОЖЕНИЕ http://airaces.narod.ru/mongol/gricev.htm
Сергей Грицевец прожил короткую, но необычайно яркую жизнь и оставил в истории российской авиации заметный след. Сын бедного белорусского крестьянина, он родился 19 июля 1909 года в деревне Боровцы, ныне Барановичского района Брестской области. Окончил 7 классов в 1927 году. Работал чернорабочим в службе пути на железной дороге, в "Льноторге", учеником слесаря в эфесном цехе механического завода в Златоусте. Окончил ФЗУ, учился на вечернем отделении металлургического техникума. С 1931 года в рядах Красной Армии. В июне 1931 года по комсомольской путёвке прибыл в 3-ю Оренбургскую военную школу пилотов, где считался одним из самых инициативных и способных курсантов. Боевые листки тех лет призывали равняться в учёбе на Сергея. После окончания в сентябре 1932 году авиашколы, Грицевец стал лётчиком - истребителем. Сначала служил в Киевской авиабригаде, а с декабря 1933 года в 1-й Краснознамённой ИАЭ в Гатчине. В составе этой эскадрильи служил затем на Дальнем Востоке, стал начальником воздушно - стрелковой службы эскадрильи, потом был назначен командиром звена. С 1 августа 1936 года учился в Одесской школе воздушного боя и высшего пилотажа, затем был в ней лётчиком - инструктором. ...Военный лётчик с небольшим чемоданом ждал, когда подойдёт трамвай № 13, как его здесь называли "авиационный", чтобы ехать с вокзала "Одесса - Главная" в сторону Люстдорфа - приморской детской климатической станции. Надвигался знойный день конца июля 1936 года, но утром ещё не пекло, и Сергей чувствовал себя бодро и легко, с наслаждением вдыхая свежий и влажный морской воздух. Настроение было отличное. Почти порожний в ранний час вагон, приняв одинокого пассажира, побежал по пустынным улицам, усаженным деревьями средней полосы вперемежку с субтропическими. Перед Люстдорфом трамвай свернул на Ульяновку и остановился недалеко от контрольно - пропускного пункта авиационной школы. Сергей Грицевец вышел, а вагон, дребезжа и позванивая, развернулся в город. До слуха донеслись родные голоса аэродрома... Ядром школы высшего пилотажа была авиационная эскадрилья специального назначения. Талантливые кадровые лётчики ВВС Красной Армии под руководством опытных инструкторов - методистов оттачивали здесь мастерство ведения воздушного боя, повышали меткость воздушной стрельбы, словом, овладевали полным курсом применения в бою новейшего самолёта - истребителя И-16. К концу июля 1936 года в Одесскую школу воздушного боя съехалось большинство лётчиков - истребителей первого набора... Сергей писал в Москву брату Ивану: "С 1 августа я нахожусь в Одессе и учусь в школе. Между прочим, очень хорошо преподносят теорию. Летаю на новом истребителе. Работать приходится очень много: 7 часов рабочий день и во внешкольное время занимаемся до 1 - 2 часов ночи. Это, правда, бывает в некоторые дни. Наша учёба, оказывается, рассчитана на год, а говорят ещё так, что при усиленных темпах учёбы закончим школу за 6 - 8 месяцев. Это было бы очень хорошо. Если так будет, то Галя на это время останется жить у матери, правда, скучновато будет врозь жить, но нам с ней не привыкать. Вот так дело обстоит в отношении нас. Пока всего хорошего. Твой брат Серёжа..." Затем случил в авиационных частях. В звании старшего лейтенанта был ВРИО командира звена 8-й Одесской школы пилотов Киевского военного округа. В июне 1938 года, в составе группы из 34 лётчиков, прибыл в Испанию для оказания помощи республиканским ВВС. Имел псевдонимы "Сергио" и "Командор Серж". В боях с вражеской авиацией в неравных условиях, когда зачастую соотношение между республиканскими и франкистскими самолётами было 1 : 5 он пришёл к убеждению, что единственно правильной тактикой борьбы в таких условиях может быть только групповой "соколиный удар" - внезапная атака врага всей эскадрильей сверху, сзади. 14 августа 1938 года группа самолётов, которой он командовал, впервые в воздушном бою применила этот новый тактический приём. Удар был настолько неожиданным и ошеломляющим для врага, что неприятельская группа потеряла управление. На землю упало несколько вражеских машин, объятых пламенем. Группа Грицевца в полном составе возвратилась на аэродром. Всего в небе Испании Сергей Грицевец совершил 88 боевых вылетов с общим налётом 115 часов, в 42 ( по другим данным в 24 ) воздушных боях сбил 30 самолётов противника ( 6 лично и 24 в составе группы ). Лётчики группы под его руководством сбили 85 самолётов. Весть об одном из его боевых вылетов облетела весь мир... Воздушный бой с немецкими He-51 и итальянскими Cr-32 завязался близ реки Эбро над позициями корпуса Листера, на НП которого в тот день были приглашены испанские и иностранные журналисты. Старший лейтенант Грицевец дрался в небе с превосходящими силами противника. Да как ! На "ишачке" - так прозвали маневренный И-16 - дерзко атаковал Сергей группы вражеских самолётов. Об этой неравной схватке центральная газета испанских коммунистов "Мундо Обреро" сообщала: "Сергио, храбрый пилот Республики, верный воинскому долгу, героически сражаясь, за один боевой вылет сбил 7 ( семь ! ) фашистских самолётов ( из них 5 Фиатов CR-32 ), но и его машина была серьёзно повреждена". Об этом подвиге писали и многие иностранные газеты. Среди прочих - английская "Дейли ньюс", корреспондент которой наблюдал воздушный бой и даже сумел узнать подлинное имя камарадо Сергио. Газета вышла с броским заголовком: "Русский лётчик Сергей Грицевец - человек изумительной храбрости". [ Согласно данным С. В. Абросова, в реальности Сергею во время одного из вылетов на сопровождение СБ пришлось в одиночку отбиваться от 7 "Фиатов", однако побед в этом бою он, согласно официальным документам, не заявлял. Скорее всего, это лишь красивая легенда. ] Особенно отличился Сергей Грицевец в заключительных и самых тяжёлых боях за Эбро, где немцы использовали опытные "Мессера" вооружённые пушками и значительно превосходящие И-16 в скорости. Только за 20 дней августа 1938 года советскими и испанскими лётчиками было сбито 72 вражеских самолёта. В одном из боёв 13 августа 1938 года, в паре с испанским лётчиком сержантом Луисом Маргалефом подбил и заставил приземлиться на республиканской территории немецкий бомбардировщик Не-111, чей экипаж был взят в плен. 18 августа 1938 года - в день Авиации, Грицевец сбил 2 итальянских "Фиата". Со своими лётчиками Грицевец порой забирался без кислородных приборов на высоту до 7 км, чтобы оттуда обрушить удар на противника. Последний раз пилоты группы Сергея Грицевца участвовали в бою 15 октября 1938 года, когда было поднято в воздух сразу около 100 республиканских самолётов в составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой Эбро в напряжённой воздушной схватке, совместными усилиями советских и испанских лётчиков, было сбито 3 "Мессера" и 5 "Фиатов". Наши потери составили 3 самолёта ( все лётчики спаслись на парашютах ). Однако, ко времени окончания 113-дневной битвы за Эбро, из 34 лётчиков, прибывших вместе с Грицевцом в июне 1938 года, осталось в строю лишь 7. Список известных побед старшего лейтенанта С. И. Грицевца: 22 февраля 1939 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, в котором говорилось о том, что за образцовое выполнение специальных заданий правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и проявленные при этом личное мужество и отвагу, старшему лейтенанту С. И. Грицевцу присваивается звание Героя Советского Союза. Сам Михаил Иванович Калинин вручил Грицевцу грамоту о присвоении этого высокого звания. Следует отметить и тот факт, что звания капитан Сергей Грицевец никогда не имел: из старшего лейтенанта он стал сразу майором ( 31 декабря 1938 года ).
В полную силу сильные стороны характера и лётного мастерства Сергея Грицевца проявился и в небе Халхин - Гола летом 1939 года: молниеносная находчивость, острая наблюдательность, чувство товарищеской выручки, виртуозное владение техникой пилотирования. В воздушных боях лично и в составе группы сбил 12 японских самолётов. Вначале Грицевец летал на И-16, а когда в конце июня были получены новые И-153 ( "Чайки" ), его назначили командиром эскадрильи этих машин. В большинстве боевых вылетов "Чаек", эскадрилью которых всегда лидировал Грицевец, заканчивались победой советских лётчиков. Так было и в памятном воздушном бою 25 августа, когда наземные войска доколачивали окруженные части 6-й японской армии. В этот день над Халхин - Голом произошло 7 воздушных боёв. В одном из них участвовало более 200 советских и японских самолётов. Бой развертывался на высотах до 6000 метров. Над долиной реки ревели моторы, трещали пулемётные очереди, падали вниз самолёты, оставляя за собой шлейфы чёрного дыма. И в этой круговерти выделялась "Чайка" командира эскадрильи.
В разгар бой Грицевец заметил, как к хвосту машины Леонида Орлова пристроился японский истребитель. Увлечённый атакой, Орлов не заметил этого, и тогда Сергей Грицевец пошёл в лоб на японца. Враг не выдержал встречной атаки и свечой взмыл вверх. Грицевец дал короткую прицельную очередь по японскому лётчику. Тот бросил свою машину в крутое пике, притворился, что подбит и падает. Но подобная уловка противника была хорошо знакома Грицевцу ещё по боям в Испании. Он тут же нырнул вниз за самураем, догнал его и с близкого расстояния расстрелял. Японский истребитель, не выходя из пике, врезался в песчаный бархан. 26 июня 1939 года в районе озера Буир - Нур завязался воздушный бой с японцами, продолжавшийся около двух часов и закончившийся полной победой советских лётчиков. Враг потерял 15 самолётов. В этот день Сергей Грицевец совершил подвиг, ставший известным на всю страну. В бою был сбит самолёт командира 70-го истребительного авиаполка майора В. М. Забалуева и он опустился на парашюте на территории занятой противником. Всё это видел Сергей Грицевец. Недолго думая, он посадил свою машину неподалеку от приземлившегося товарища, помог ему забраться в кабину и взлетел под огнём японской пехоты. Это был первый подобный случай в советской авиации. [ Уже буквально на следующий день, 27 июня, японский лётчик - истребитель старший сержант Бундзи Йосияма повторил подвиг русского лётчика, подобрав таким же образом своего сбитого напарника старшего сержанта Эйсаку Судзуки. ] В небе Халхин - Гола С. И. Грицевец совершил 138 боевых вылетов. В воздушных боях сбил 12 самолётов противника ( по одни источникам - 10 лично и 2 в группе, по другим - все 12 лично ). 29 августа 1939 года за победы в воздушных боях и спасение командира, Сергей Грицевец был награждён второй медалью "Золотая Звезда" Героя Советского Союза. Награждён также орденом Красного Знамени ( 1939 ) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени 1-й степени ( 18.08.1939 ). Он был не только прекрасным воздушным бойцом, но и замечательным наставником. Десятки молодых лётчиков учились у Грицевца искусству воздушного боя. Он проводил с ними разборы полётов, занятия по тактике, учил сочетать маневр и огонь: "Только секунда отводится лётчику на прицельную очередь, - говорил он, - Только одна секунда !" Он и в самом деле умел первым дать очередь, на какую то долю секунды опережая врага. Атаковал всегда неожиданно, никогда не допуская шаблона в тактике. К началу Великой Отечественной войны именно Грицевец был самым результативным советским лётчиком - истребителем имея 42 воздушные победы ! В начале сентября 1939 года майор С. И. Грицевец вместе с группой лётчиков, возглавляемой комкором Я. В. Смушкевичем, выехал в Москву. Он был назначен советником одной из авиабригад Белорусского военного округа. Предстоял поход войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. 16 сентября Грицевец с группой лётчиков присутствовал на заседании Военного совета округа в Минске. Возвращались на свой аэродром под Оршей в сумерках. Грицевец приземлился первым. Шедший на посадку вторым майор П. И. Хара, не разглядев выложенную букву "Т", стал садиться с противоположной стороны аэродрома и на большой скорости врезался в стоявшую машину Грицевца. В результате столкновения, оба самолёта были разбиты, Хара получил серьёзные травмы, а Грицевцу ударом винта отрубило голову. Так, нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося советского лётчика.
Источник: http://e-libra.ru/read/244741-vo-imya-rodiny.-rasskazy-o-chelyabincax-geroyax-i-dvazhdy-geroyax-sovetskogo-soyuza.html |