* * * Шел 1928 год. В правительстве разрабатывался первый пятилетний план развития промышленности, который предусматривал производство автомобилей, для чего большие группы специалистов отправляются в Америку на заводы Форда, в Швецию на завод «Сцинтилла», в Германию на заводы «Бош». В том числе с Московского электрозавода едут специалисты для ознакомления к производству и закупки лицензий на производство электрооборудования с технологией, конструкторской документацией и станками. На электрозаводе создается отдел автотракторного электрооборудования (АТЭ) и с 1931 года начинается серийный выпуск электрооборудования для Горьковского автозавода и Московского АМО – генераторов ГБТ, стартеров МАФ, катушек зажигания и свечей зажигания. К 1932 году из АТЭ выделяется спеццех с экспериментальной мастерской, который стал заниматься разработкой и изготовлением приборов электрооборудования для авиации, морского флота и опытных танков. Подготовлены образцы и проведены натурные испытания на объектах – пульт управления подъема шасси ПШ, двигатель с редуктором подъема шасси РД, генератор с воздушным охлаждением, серия двигателей от 10 Вт до 250 Вт для подъема фары, подъема закрылок, поворот лопастей винта двигателя и др. Для морского флота разрабатывался двигатель стартера ДС-1 с пусковой аппаратурой и генератор 250 Вт для торпедных катеров. В 1930-32 годах отдел АТЭ пополняется большой группой специалистов из Московского электротехнического института – Акимов В.Н., будущий ведущий расчетчик всех изделий, Глускин – зав лабораторией. Из института Каган-Шабшай пришли Ломов Н.В., Сергеев П.А., будущие ведущие конструкторы, большая группа техников из 1-го электротехникума ВЭО (Егоров, Степанов, Савельев, Плотников, Никишин, Лукьянов – погиб под Москвой. Техническим отделом руководил Кантер А.С., позднее директор МЭИ. В серийных цехах АТЭ осваивается и приступают к массовому выпуску электрооборудования для автомобилей и частично для авиации. В 1932-33 годы начинает развиваться танковое производство в стране, на наш завод поступают образцы электрооборудования из различных стран – стартеры, генераторы, регуляторы к ним. Начинается авральная работа по испытанию и конструкторско-технологическая разработка документации, изготовление опытных образцов и установочных партий – стартеров по типу «Бош» 2,5 л.с СМА, СМС – 3,5 л.с., СМТ – 6 л.с., генератора ГА 250 Вт с регулятором РРА, генератора ГА-500 с регулятором РРТ, пусковое реле стартера РС-371 и выключатель батареи ВБ. Установочные партии направляются на заводы, осваивающие танковое производство: в Харьков, Ленинград, Сталинград. Соответственно, едут на завод испытатели Егоров, Плотников, Степанов, которые месяцами участвуют в испытании изделий на танках. В 1934 году отдел спецмашин АТЭ получает статус самостоятельного завода – завод электромашин. Первым директором назначается Добриян (ранее был военным директором Электрозавода – была такая должность). Главным конструктором – Сергеев П.А., его заместителем – Акимов В.Н. В 1937-39 годах танковое производство расширяется как количественно, так и качественно. Бензиновые двигатели заменяют на двигатели, работающие на дизельном топливе. Появились дополнительные потребители электроэнергии. Перед заводом встала задача разработки новых более мощных стартеров и генераторов с пусковой и регулирующей аппаратурой. Конструкторы – Сирота, Смыслов, Курило, Ломов и другие, под руководством П.А. Сергеева разрабатывают стартер СТ-700 15 л.с., генератор ГТ 1 кВт с регулятором РРТ – изделия по мощности и оригинальности не имеющие аналогов у иностранных фирм. Стартер вполне удовлетворяет требования. Запуск дизельных двигателей и надежность в полевых испытаниях проверяли в 1940 году в Прибалтике – Степанов, а в Белорусском военном округе в 1941 году – Егоров Е.А. Одновременно в 1938 году завод получил задание разработать электродвигатель с пусковой аппаратурой для инерционного стартера на звездообразные двигатели самолета-истребителя Ф-16 по образцам «Эклипс». Были разработаны образцы электромотора СА-1, пускового реле ВМ и тягового реле РА. Образцы были испытаны на объектах и запущены в серийное производство. * * * 1941 год – октябрь-ноябрь – эвакуация завода. Несколько эшелонов с оборудованием, материалами, оснасткой, полуфабрикатами и деталями направились в Челябинск. Здесь по мере поступления эшелонов шла круглосуточная работа по их разгрузке – без каких-либо механизмов, без транспорта, все вручную. Отопление подали от паровоза, установили временные компрессоры, электрики делали подводку к щитам и разводку по потребителям, станочники начинали работать по мере подачи воздуха и энергии… Взаимосвязанная и интенсивная работа позволила уже в феврале 1942 года дать на Кировский завод (ЧТЗ) первые экземпляры так необходимого им электрооборудования для танков. Так начал работать завод Электромашин, в войну № 255 или п/я 188. На ЧТЗ разрабатывается тяжелый танк КВ и ИС, самоходная установка СУ с более мощным двигателем, чем на средних танках, а следовательно, с более тяжелым запуском, для чего был применен инерционный стартер, электродвигатель для которого был поручен заводу. Конструктора разработали электродвигатель СА-32 с реле пуска ВМ, тяговым реле РА и пусковой кнопкой КС. Все перечисленное выше электрооборудование с честью выдержало испытания в боевых условиях. По распоряжению Министерства в феврале 1942 года для оказания технической помощи в действующую армию направляются две бригады: 1) Егоров (старший), Заигров и Ваганов (слесарь), 2) Курило (старший) и Шибанов (слесарь). Бригада Егорова предписанием ГБТУ (танковое управление) направляется под Курск в 1-ю танковую армию, а бригада Курило застряла в Москве. В январе 1943 года Егоров и инженер-испытатель предписанием ГБТУ направляются в Гродно в танковые лагеря, где комплектовались части для отправки на 1-й Белорусский фронт, с одной из бригад – 67 бригада тяжелых танков следуют в действующую 5 ударную армию, которая 2 мая победоносно закончила войну в Берлине. Специалистам от промышленности приходилось восстанавливать технику непосредственно в боевых порядках в условиях обстрела. В 1945-46 годах, когда кончилась война, резко сократился объем производства, нужно было налаживать производство товаров народного потребления. Разрабатываются и подготавливаются опытные образцы двигателя транспортерной ленты шириной около 700 мм, где ротор закреплен, а статор вращается, увлекая за собой ленту. Но дальше образцов двигатель не пошел. Началось подготовление висячих замков, изготовление шло больше года, но потом их производство было прекращено. В 1946 году было получено задание разработать и поставить на производство генератор для тракторов ЧТЗ. Производство этих генераторов с запчастями было поставлено на серийное производство и до 1970-х годов занимало солидную часть в объеме производства. В 1948-49 годах разработана и поставлена на серийное производство «Чудо-печь» для приготовления пирогов и тушеных овощей; производство продолжалось 3-4 года. В эти же годы разрабатывается документация и поставлен на производство двигатель стиральной машины ДСМ. Для танков разрабатывается система поворота башни – АБ-агрегат, МПБ – мотор поворота башни, КБ – контроллер управления, концевые выключатели, система пожаротушения, электромотор вентилятора МВ-42, электромотор водопомпы МВП, электромотор СБА с пусковых сопротивлением ПС. В конце 1960-х годов по инициативе главного конструктора П.Р. Биркина и конструктора Смыслов А.А. разработана конструкция стартера С-5, прообраз СТ-700, без пускового реле РСТ и с измененной конструкцией вала, значительно облегчающего его изготовление, и запущен в серийное производство…
|