* * * Вся моя трудовая жизнь на заводе связана с литейным производством. Я пришел в литейный цех в 1958 году учеником. Сам цех был очень маленьким, по сути, участком, входившим в состав штамповочного цеха. Лишь позднее произошло разделение производств, и литейка переехала на другую площадку. Строительство цеха проходило у меня на глазах. Главный инженер завода Г.А. Санин меня освободил тогда от работы – пришлось проехать по всему Союзу, по многим предприятиям, где было литейное производство. Опыт литейщиков мы собирали по крупицам. Новый цех пустили в 1968-69 годах. Поднимал цех Владимир Васильевич Калашников, человек большой силы воли, всегда доводивший дело до конца. Рабочий день начальника цеха длился почти 16 часов и требовал колоссального напряжения. Прочем, заводчане тогда в шутку окрестили литейный цех «Краснознаменным имени Калашникова». Всю оснастку цеха выполнял замечательный слесарь, москвич, настоящий профессионал своего дела Николай Васильевич Коптелов. Вообще, много людей работали, не считаясь со своим временем. Они и сегодня составляют гордость и славу завода. * * * Очень важной страницей в становлении литейного производства на ЗЭМе является освоение технологии литья под давлением. Оно началось в 1960-х годах. Преимущества литья под давлением были очевидны. Оно позволяло изготавливать детали сложной конфигурации, и при этом до минимума свести последующую механическую обработку. Стоит учитывать и то, что в параметры качества входила не только геометрия деталей, но и герметичность, на которую испытывалось большинство деталей. Мощность цеха в 1970-е годы была задействована до предела. Цех выпускал свыше 1100 тонн цветного литья из алюминиевых, цинковых сплавов и бронзы. По тем временам, в Челябинской области подобного мощного производства цветного литья не было. Работать приходилось подчас в три смены, чтобы не останавливать плавильное оборудование. В 1970-е годы процесс был практически непрерывным, в отличие от 1990-х годов, когда объемы производства упали в несколько раз. Цех многократно занимал классные места по Министерству за высокую культуру производства и трудовую дисциплину. * * * Сложностей было много. Под каждое изделие, деталь приходилось подстраиваться. Существует лишь общая теория литья, а характер детали выявляется лишь на практике. Многие детали были «сырыми» - конструкцией все не предусмотришь. Менялись габариты, менялась документация. Изменения приходилось вносить по ходу производства. Вячеслав ЛЮТОВ, Олег ВЕПРЕВ
|