Приветствую Вас Гость | RSS

Южноуральский Биограф

Суббота, 18.05.2024, 14:42
Главная » Файлы » Воспоминания, собранные ЛГ "Раритет"

Из воспоминаний Валентины Филипповны Устелемовой
28.07.2013, 18:30
* * *
В Челябинский монтажный техникум я попала, можно сказать, совершенно случайно. Хотя я и чувствую, что ничего случайного в жизни не бывает, и судьба все же ведет человека. Думаю, что если бы в моей жизни не оказалось техникума, то совершенно неизвестно, как бы все сложилось.
 
А дело было так. Я шла по улице и вдруг встретила своего хорошего знакомого, с которым мы работали вместе в школе, Льва Владимировича Львова. Оказалось, он уже несколько лет преподает в монтажном техникуме. Разговорились. Он сказал, что техникуму нужен секретарь комитета ВЛКСМ. Прежний секретарь ушла в декрет, и теперь место было свободным.
 
- Давай, попробуй, - говорил он мне. – Образование у тебя подходящее: историко-педагогический факультет Челябинского пединститута. К тому же в школе была старшей вожатой. А сейчас еще и кандидат в партию…
 
Долго уговаривать меня не пришлось. Мне всегда нравилась преподавательская и организаторская работа. Но одно дело работать в школе, куда в те годы было достаточно сложно устроиться, а другое – в техникуме, тем более в монтажном, в который, как мне казалось, попасть было вообще нереально.
 
* * *
Меня принял директор Геннадий Ильич Велин. Человек уникальный, он вообще стал для меня человеком-легендой, и не только потому, что изменил мою судьбу. Он, если можно так сказать, был «идеалом комсомольского директора», опираясь в работе в равной мере как на педагогический коллектив, так и на учащуюся молодежь, на комсомольский актив. Поэтому и жизнь в техникуме бурлила, кипела.
 
Когда я пришла на собеседование, он усадил меня напротив и спросил:
- Что умеешь делать? Танцевать?
Я помотала головой.
- Петь? Играть? Спортом занимаешься?
- Я фотографирую…
Он еще раз внимательно посмотрел на меня:
- Ладно, у нас все всему учатся. А пока есть место воспитателя в мужском общежитии. Начинай работать, а там посмотрим…
 
Это было неожиданно. Хотя я понимала, почему меня не сразу утвердили на секретаря комитета ВЛКСМ. Комитет комсомола техникума насчитывал более тысячи комсомольцев и был наделен правами райкома. Ответственность очень высокая. Поэтому директор и предпочел сначала меня «обкатать» на воспитательской должности. Но само решение перейти в техникум мне все же далось нелегко. Получалось, что я бросала школу в середине учебного года. И хотя коллеги понимали, что такой шанс выпадает нечасто, школу я оставляла со слезами на глазах.
 
* * *
Должность воспитателя в общежитии для меня была совершенно непонятной. К тому же в общежитии я никогда не жила и плохо представляла царившие там порядки. Что делать и чем заняться? Поначалу я просто пыль проверяла… Мне повезло. В общежитии было много ребят, уже отслуживших в армии, младше меня лет на пять, взрослые, интересные. Получилось, что не я над ними взяла шефство, а они надо мной.
 
А первым моим учителем стала Софья Кондратьевна Наконечная, комендант общежития, удивительная женщина. Она была уже в возрасте, и к мальчишкам относилась, как к сыновьям или внукам. Знала всех по имени; знала, кто чем живет, дышит, у кого какие проблемы или трудности. Она создала в общежитии особую атмосферу заботы, и ребята платили ей любовью. Воспитателем я проработала недолго, и уже в марте 1975 года меня избрали секретарем комитета ВЛКСМ.
 
* * *
Помимо комсомольской работы, занималась и преподаванием – на вечернем отделении читала историю. Тоже получилось не сразу. Помню, как Геннадий Ильич, прежде чем доверить мне преподавательскую работу, сказал: - Мы – люди честные. Если понравишься, возьмем преподавателем. Если нет – найдем кого-нибудь другого.
 
* * *
О Велине можно говорить много. Конечно, для сегодняшнего времени он вряд ли подошел бы как руководитель – совсем иная по характеру эпоха, иные требования и подходы. Но для советских лет он был замечательным директором. В его голосе всегда было что-то зажигающее, яркое. Он, красивый, еще молодой – не было и пятидесяти – действительно мог вести за собой.
 
Сказывалось и то, что Велин – бывший моряк, с соответствующей выправкой и своеобразием. Это проявлялось даже в одежде. Например, он приходил на субботник в кожаной куртке, фуражке, галифе, заправленные в добротные офицерские сапоги.
 
Что касается характера, то Геннадий Ильич – человек достаточно жесткий, требовательный. Но это совершенно не мешало ему выстраивать нормальные отношения. Ребята постоянно бывали у него в кабинете по разным вопросам, с разными предложениями. Да и он понимал, что каким бы ни был замечательным руководитель, он ничего не сделает в одиночку – тем более в такой сложной области, как учебно-воспитательная работа. Поэтому на комсомольский актив, на ребят-армейцев опирался всегда.
 
* * *
Мне всегда казалось, что люди в техникуме какие-то особенные, одержимые. Здесь царил совершенно особый дух, который сохранился и сейчас, - это способность воспринимать и принимать новые идеи. Подчас та или иная идея казалась утопичной, но потом она продумывалась, укладывалась в головах, принимались вполне практические решения – и механизм начинал вращаться.
 
А люди были уникальные. Мне навсегда запомнился Борис Андреевич Букрин, прекрасный преподаватель, ветеран Великой Отечественной войны. Он был инвалидом, без одной руки – зато как рисовал, как выжигал по дереву! Многие из его рисунков до сих пор хранятся у преподавателей и студентов. Или Иван Власович Танич, человек совершенно неугомонный по характеру. Невозможно представить без него художественную самодеятельность техникума. Такое ощущение, что он с каждым студентом был на сцене…
 
Бесспорным авторитетом пользовался Петр Архипович Моисеев, тоже участник войны. В свое время он был директором техникума, а затем 16 лет возглавлял нашу партийную организацию…
 
* * *
Структура комсомольской организации в техникуме была достаточно четкой и жесткой. Комитет комсомола объединял комсомольские активы отделений, специальностей; те, в свою очередь, опирались на группы, где обязательно был комсорг и его помощники. Комсомольскими вожаками отделений были ребята очень яркие, интересные, с хорошим организаторским задором. А по-другому не получилось бы.
 
В середине 1970 годов комсомольские организации отделений возглавляли Людмила Сургутская, Игорь Аллилуев, Людмила Мартынова. Это была опора в работе секретаря комитета комсомола. Среди активистов, организаторов выделялись Олег Дадонов, Павел Мазаев, Олег Берихов.
 
- Активная жизненная позиция, внутренний порыв словно был внутри, - рассказывает В.Ф. Устелемова. – Идеология, конечно, занимала важное место в формировании личности. Но основополагающей все же являлась внутренняя потребность в общественном самоутверждении. Было бы где приложить свои силы! Советская действительность тех лет давала и такую возможность, и простор для работы.
 
* * *
Особые отношения связывали комитет комсомола техникума с комсомольской организацией ЧТЗ. В 1970-х годах Челябинский тракторный представлял из себя одну большую стройку. Шла коренная реконструкция предприятия, перестраивались цеха, устанавливалось новое оборудование. Работы было невпроворот. Не случайно модернизация ЧТЗ получила статус Всероссийской комсомольской стройки.
 
- Комитет комсомола ЧТЗ возглавлял тогда Геннадий Лебедев, с которым мы сработались очень тесно. Фронт работ был широким. Мы сформировали ежедневный график работы наших групп на ЧТЗ. К назначенному времени все учащиеся были у главной проходной завода. Вопроса о явке не стояло. Это вообще было характерно для молодежи тех лет. Более того, в работу наших групп на ЧТЗ не «вмешивались» ни преподаватели, ни руководство техникума. Мы все делали сами, в свободное от учебы время, четко и организованно, и это было предметом нашей особой гордости.
 
Со стороны ЧТЗ к нашим студентам не было никаких нареканий – все работали хорошо и слаженно. Конечно, мы старались как-либо отметить лучших, наградить. Чаще всего это происходило на комсомольских слетах, где вручались грамоты и объявлялись благодарности. Особенно ценным и хорошим подарком считались книги.
 
* * *
Идеологические мероприятия тоже имели свою «практическую цену» - хотя бы в виде общественного признания. Особая роль принадлежала в этом всесоюзным комсомольским слетам, на которые «за красивые глаза» не попадешь. - В середине 1970-х годов на Вахту памяти у Знамени Победы в Москве нам разрешили направить одного человека. Это была высокая честь. Мы выбирали всей комсомольской организацией техникума – кто поедет. Собирали мнения учащихся, преподавателей, партийной организации. В итоге в Москву поехал один из лучших студентов – Володя Величко с отделения МПО.
 
* * *
Высокой честью считалось стоять в почетном карауле у Вечного огня – на посту № 1 в Челябинске. Выбирали самых лучших – как мальчиков, так и девочек. Обязательно отрабатывали строевой шаг, караульную вахту. - Для наших учащихся стоять в карауле у Вечного огня было событием особенным. Чувства переполняли – и признание, и ответственность одновременно. Хотя стоять на посту было очень трудно, в том числе психологически. Много людей проходит мимо, смотрят, внимательно следят за разводом караула. К слову, иногда ребята даже в обморок падали на посту – таким сильным было напряжение.
 
* * *
О военных сборах – разговор отдельный. Они входили в программу по начальной военной подготовке и были учащимися особенно любимы. Немалую роль в безупречной организации сборов сыграл организаторский талант военного руководителя, майора, артиллериста-ракетчика Николая Порфирьевича Дудника. С ребятами у него сложились отличные отношения, и он пользовался безусловным авторитетом. Кстати, многие ребята, когда уходили служить, писали письма из армии не только домой, но и на его имя.
 
- Чаще всего военные сборы проходили в нашем лагере «Монтажник» на берегу озера Увильды, куда мы выезжали каждый год. Всех ребят одевали в военную форму, как положено; группы превращались в подразделения, во главе которых стояли ребята-армейцы. Все вместе готовили лагерь, в обязательном порядке – зарядка, марш-броски, военное дело, и обед по расписанию. На военных сборах были и гости – например, приезжал адмирал Сергей Семенович Орлов, многие военные, участники Великой Отечественной. Перед ними падать лицом в грязь не хотелось…
 
* * *
Особой системой самовоспитания учащихся в те годы был «Ленинский зачет». Его суть достаточно проста: у каждого комсомольца была специальная книжка, в которой каждый ставил перед собой какие-либо обязательства – сделать то-то и то-то. А по прошествии времени подводились итоги – справился или нет.
 
- В монтажном техникуме работа по «Ленинскому зачету» была поставлена на хорошую высоту. Вообще, это являлось основой работы в группах, причем, работы индивидуальной. Возможности самореализовать себя были самые разнообразные – это и учеба, и занятия спортом, и участие в художественной самодеятельности. - Учащиеся записывались в различные кружки, секции. Многие занимались в кружках при театре ЧТЗ. Здесь, к примеру, был отличный хор и замечательный танцевальный коллектив.
 
В апреле – ко дню рождения В.И. Ленина – подводили итоги взятых на себя обязательств. Работа по подведению итогов сначала шла в группах, где каждый отчитывался, что ему удалось сделать, а над чем еще предстояло поработать. Эти собрания в группах проходили далеко не формально – дело касалось каждого, и было обидно, к примеру, выслушивать критику от своих же товарищей, равно как и проигрывать в соревновании. За успешную сдачу Ленинского зачета выдавались специальные удостоверения.
 
Основной «рапорт» по итогам зачета проводился в большом зале театра ЧТЗ. - Все проходило торжественно и красиво. Собирались возле техникума, выстраивались в праздничную колонну и шли к театру. Здесь на большом торжественном собрании мы отчитывались о проделанной работе – перед партийным бюро, райкомом комсомола, преподавателями, гостями. Все было солидно. После вручения грамот был концерт, которые мы готовили своими силами.
 
* * *
Студенты монтажного техникума практически всегда занимали первые места в городе на смотрах художественной самодеятельности, которые проводились ежегодно. Раз в три года в области проводилась выставка научно-технического творчества учащихся. Здесь тоже студенты техникума находились на высоте, получили призовые места на всех шести выставках.
 
* * *
В середине 1970-х годов по всей стране прошла замена комсомольских билетов: старые образцы комсомольских книжек меняли на новые. Иногда это время называют «комсомольской чисткой» - по аналогии с партийной чисткой 1930-х годов. Это в корне неверно. Никаких «репрессивных» целей обмен билетов не преследовал. Просто требовалось навести элементарный порядок в комсомольской документации.
 
- Это формальное мероприятие на деле вылилось в настоящий смотр наших комсомольских сил. Прежде всего, это касалось первичных комсомольских организаций. Важно было не просто поменять билет, но еще и дойти до каждого, посмотреть, кто чем живет, где-то поддержать, где-то отнестись критично. В монтажном техникуме такая работа прошла во всех группах.
 
- Поначалу мы не слишком представляли, какой объем технической работы предстояло сделать. В техникуме 1150 комсомольцев – и каждого нужно хотя бы сфотографировать! Недалеко от техникума было небольшое фотоателье, где работал еще достаточно молодой парнишка-фотограф, армянин по национальности. Я обратилась к нему с такой «масштабной» просьбой – сфотографировать всех учащихся техникума на комсомольский билет: фото 3х4 с уголочком. Он подумал и в итоге собрал свои фотографические вещи – аппарат, кассеты, софиты – и с этим добром перебрался в техникум, как минимум на полмесяца.
 
Затем шло оформление билетов – и не абы как, а обязательно хорошим каллиграфическим почерком, только пером с черной тушью… Новые комсомольские билеты вручали учащимся в торжественной обстановке, на общем собрании, в несколько заходов…
 
* * *
В 1976 году произошла еще одна значимая перемена в моей жизни. Меня избрали секретарем Челябинского горкома комсомола – Петр Иванович Сумин «забрал». Я пришла к Велину, сказала, что вопрос уже решен, что придется уходить. Геннадий Ильич все понимал прекрасно: горком – новая «точка роста», серьезная перемена…
 
13 лет моей жизни были связаны с партийной и комсомольской работой. Я стала секретарем горкома партии по идеологической работе – должность по тем временам чрезвычайно значительная. И все же по техникуму скучала. Видно, и вправду: человек, который однажды пришел в техникум, оставался там на всю жизнь – до пенсии, пока хватало сил.
 
В ноябре 1988 года мне предложили вернуться обратно в техникум, на должность обычного преподавателя политэкономии, с существенной потерей зарплаты. Но я приняла, наверное, единственно верное решение – согласилась. П.И. Сумин, глядя на мою решительность, махнул рукой и сказал:
- Вот отведешь ноябрьскую демонстрацию и иди в свой техникум…
 
* * *
Перестроечные веяния к началу 1990-х годов обернулись настоящей бурей реорганизаций – будь то производственная сфера, или система образования. В техникуме, естественно, ожидали, что процесс реорганизации коснется и этого учебного заведения, и еще в конце 1980-х годов стали приглядываться к возможным реорганизационным формам, в том числе и к форме колледжа. Об этом еще только-только начинали говорить. Игорь Иосифович тогда работал заместителем директора, он и начал планомерно собирать материалы и идеи по возможному превращению техникума в колледж.
 
* * *
Игоря Иосифовича мы в полной мере избрали единодушно. Не путайте с единогласием – на тот период времени это слово имело больше негативный оттенок, чем позитивный. Именно: единодушно. Коллектив точно почувствовал, что новое время будет Туберу по силам, и не ошибся. Игорь Иосифович, которому тогда было всего 37 лет, стал, пожалуй, самым молодым директором среди челябинских техникумов.
 
* * *
На рубеже 1980-90-х годов Челябинский монтажный техникум относился к Минмонтажспецстрою. Москва также искала возможные пути обновления в системе образования. Тогда и появились первые, не столько нормативные, сколько рекомендательные документы по статусу учебных заведений. Директору удалось убедить всех нас, что новый статус получить просто необходимо – это поможет удержаться техникуму на плаву, ибо не известно, что будет дальше. А в России, по старой традиции, проще «закрыть и не пущать», чем проводить глубокие реформы.
 
Естественно, мы разделяли с преподавателями других техникумов, что и Минмонтажспецстрой будет реорганизован или вообще прекратит свое существование. С переменой статуса, конечно, торопились, словно цепляясь за прежние, но уже ускользающие возможности. К лету 1991 года статус колледжа в нашей системе Минмонтажспецстроя имело только одно средне-специальное заведение – прежний Красноярский монтажный техникум. Мы, естественно, стали пристально к нему приглядываться.
 
В сентябре 1991 года, спустя всего два месяца после избрания директора, меня, как заместителя директора по учебной работе, вместе с председателем цикловой комиссии строительных дисциплин Л.Б. Спиридоновой отправили в командировку – в Красноярск – на разведку: посмотреть, что такое «колледж», какие документы нужны для получения статуса и прочие детали.
 
В Красноярском колледже нас встретил директор Николай Георгиевич Голубь, очень известный в нашей системе человек, будущий Председатель Совета директоров колледжей России. Но встретил чрезвычайно холодно; смерил взглядом и, узнав, зачем мы приехали, жестко сказал:
- Я этот путь проходил самостоятельно. В министерстве есть документы, рекомендации – вот и читайте, изучайте. А готового вам ничего не дам…
 
Тем не менее, кое-какие бумаги для ознакомления все-таки дал посмотреть. А главное – направил нас к своему заместителю, замечательной женщине, которая и взяла нас на три дня «на поруки». А на «ночь» давала черновики необходимых документов, которые мы, несмотря на слипавшиеся глаза, усердно переписывали. До сих пор мы благодарны Красноярскому колледжу за те три дня. Мы вернулись во всеоружии – знали, какие документы нужны, к кому обращаться по тем или иным вопросам. В общем, привезли с собой «всю кухню», которая и помогла нашему техникуму получить одному из первых в Челябинской области статус колледжа.
 
* * *
Впрочем, уставные документы – это еще полдела, это надводная часть айсберга. Возвращаясь из Красноярска, мы, возможно, даже не предполагали, какой колоссальный объем работы и в самые кратчайшие сроки (за полтора месяца) придется провернуть по подготовке целого комплекса документов, чтобы получить приказ Министра о преобразовании техникума в колледж.
 
Чего стоил, к примеру, вопрос о согласовании периода углубленного обучения с военкоматом! Нужно было добиться согласия, что облвоенкомат не против призывать студентов колледжа на год позже, дав им завершить весь курс обучения. И это письмо с положительной резолюцией военного комиссара техникум получил.
 
Нужно было решить вопрос с областным отделом народного образования – ОблОНО, что отдел готов оказать методическую помощь в организации учебного процесса с тем, чтобы колледж, в свою очередь, давал полное образование учащимся, зачисленным на базе 8-ти классов. На учебных планах должны были стоять и подписи первых руководителей наших базовых предприятий. Кроме того, от каждого руководителя мы получили своего рода «гарантийное письмо», что предприятие готово принять на работу после выпуска младших инженеров, а также оказать содействие в организации производственной практики.
 
* * *
Главная и самая масштабная задача – подготовка учебных планов уже «под колледж», в которых должен был найти свое отражение углубленный курс обучения. Выпускники колледжа должны были приходить на производство не техниками, а «младшими инженерами» (это понятие в квалификационных рамках так и не было закреплено). Причем, раньше учебные планы присылались «сверху», и если требовали доработки, то незначительной. Здесь же пришлось составлять учебный план с нуля – впервые. И по всем четырем ведущим специальностям.
 
Работу над учебными планами на строительном отделении взяла Лидия Борисовна Спиридонова, по связистам – Валентина Антониновна Драчкова, по электрикам – Виктор Дмитриевич Тархов, по монтажникам промышленного оборудования – Зоя Яковлевна Молчанова.
 
С учебными планами по специальностям было особенно тяжело, поскольку они визировались в Челябинском политехническом институте – на соответствие вузовским программам. Предполагалось, что наш выпускник должен быть выше техникумовского уровня, но, понятно, ниже уровня вуза, иначе терялась граница между средним и высшим профессиональным образованием. Тем не менее, статус колледжа требовал, чтобы наши учебные планы были подготовлены с учетом требований вуза к студентам первых трех курсов.
 
Мы решили и эту задачу – благо, преподаватели ЧПИ, деканаты, руководство пошло нам навстречу. В первую очередь, мы переговорили с ректором ЧПИ Германом Платоновичем Вяткиным, который выслушал наши предложения и задумки и дал принципиальное согласие. Нашими учебными планами непосредственно занимался Геннадий Георгиевич Михайлов, первый проректор.
 
- Мы пришли с Игорем Иосифовичем к нему навстречу. Постарались рассказать все как можно «комплекснее» Геннадий Георгиевич, математик по образованию, слушал нас внимательно, а как только дело дошло до «царицы наук», буквально «добил» нас вопросами по часам, отведенным на ту или иную тему. Тем не менее, он позднее подписал все наши планы, и его виза дорогого стоила.
 
Большую поддержку и организационную помощь оказал нам Владимир Васильевич Спасибожко, декан инженерно-строительного факультета. - Он собрал всех своих заведующих кафедрами, профессоров, докторов, объяснил суть проблемы, дал нам слово. Заведующие кафедрами обещали нам помочь и рассмотреть все планы по своим дисциплинам в самые короткие сроки.
 
Конечно, по ЧПИ пришлось побегать основательно, почти что «прописаться» там. Подпись о согласовании ставилась по каждому предмету – будь то физика и математика, или сопромат и строительная механика. - Преподаватели ЧПИ работали с нами совершенно бесплатно, по старинке, «по-советски», за что мы им и сейчас признательны. Просто так, «за красивые глаза», подписи не ставили – человек досконально изучал план и вносил в него свои коррективы. Только после этого визировал. Конечно, никто не сбрасывал со счетов и личные контакты, и энтузиазм наших заведующих отделениями – на них легла основная нагрузка по согласованию.
 
Как бы то ни было, к ноябрю 1991 года все наши учебные планы были согласованы. Эта работа вся превратилась в яркий порыв, в желание поднять техникум на более высокую ступень. Для этого перехода на качественно новый уровень потребовалась большая сила духа, патриотизм и глубокие знания всего педагогического коллектива.
 
* * *
- В ноябре 1991 года мы выехали в Москву. По срокам мы уже опаздывали, а потому волновались – не знали, как долго наши планы «пролежат» в министерстве. Помог случай – буквально на пороге Министерства образования встретились с заведующей методическим кабинетом, все ей показали, а она уже «ускорила» встречу с заместителем министра. Он встретил нас очень доброжелательно, внимательно всмотрелся в наши бумаги – а было видно, что мы не «ерунду» привезли – затем подивился письму военкома, которого удалось уговорить об отсрочке, вспомнил свои годы партийной работы на Урале… Но на некоторые ошибки в планах указал – и «с учетом исправлений дал добро». Это была большая победа. Ее признает и закрепит соответствующий приказ министерства о преобразовании Челябинского монтажного техникума в колледж.
 
* * *
Первый набор по программе колледжа мы не стали откладывать в долгий ящик – он состоялся в 1992 году. Помимо обычных абитуриентов, мы предложили продолжить обучение по углубленной программе и студентам третьего курса. В итоге набор получился очень хорошим, сильным.
 
* * *
Без проблем, естественно, не обошлось. Так, у нас, в соответствии с учебными планами, некоторые курсы читали преподаватели ЧПИ. Но у колледжа не всегда хватало денег, чтобы платить им хорошую зарплату. К тому же стоимость кандидатского или докторского часа много выше, чем обычного преподавателя. Ряд занятий вузовские преподаватели читали на базе ЧПИ – там были специализированные кабинеты с хорошим оборудованием, стендами, которых у нас не было. Приходилось составлять специальное расписание занятий, сдвигать уроки, что значительно усложняло организацию учебного процесса.
 
Стандартная проблема была связана с методикой преподавания. Вузовские преподаватели именно «читали лекции», как они привыкли перед студенческой аудиторией, опираясь на другой, более прочный фундамент знаний своих студентов. Наши ребята этот разрыв, естественно, чувствовали и не всегда «тянули» вузовский стиль. Преподаватели техникума все же были более приближены к своим учащимся, здесь было больше индивидуальной работы, а не профессорской отстраненности от аудитории.
 
* * *
Были и проблемы, не связанные с качеством нашей учебно-воспитательной работы по программе колледжа. Например, в Челябинской области сменился военком. Пришел новый и стал требовать наших ребят к призыву на последнем курсе. Приходилось решать эту проблему на взаимных уступках.
 
Когда мы сделали первый выпуск младших инженеров, возникла проблема с ЧПИ. Наших ребят не захотели брать в вуз на третий курс, сославшись на «разночтения в образовательных стандартах». Предлагали лишь заочный вариант. Зато на предприятиях наши младшие инженеры устроились без особых проблем. Даже больше – производственники брали их с удовольствием, как только почувствовали иную глубину образования прежнего техника.
 
Потом в стране возникла «терминологическая проблема» - что понимать под младшим инженером? Если есть младший, то почему нет «старшего» и т.п.? В квалификационной сетке значились техники, инженеры, а «младшего инженера» не было, и на каких принципах ему начислять зарплату – никто не знал. Прежний Госкомтруд такую квалификацию так и не утвердил. Пришлось переделать учебные планы с учетом существовавшего на тот момент Госстандарта. Попытались прийти к компромиссу и выпускать «техников повышенного уровня», но и они не укладывались в «прокрустово ложе» квалификационной сетки.
 
Из-за этой квалификационной неразберихи прежний наш энтузиазм и азарт стали угасать. Спасало лишь то, что пореформенные преобразования шли в стране с потрясающей быстротой, и маятник мог сдвинуться в любую сторону: как в негатив, так и в позитив.
 
* * *
При всей кажущейся простоте – открыть коммерческие, внебюджетные группы – этот процесс оказался достаточно сложным как с экономической стороны, так и с психологической. Первое искушение, которому поддались во многих учреждениях, было связано с повышенной зарплатой. Появились свободные, «шальные» деньги, которые так и хотелось «пустить по кругу», проесть.
 
- Не скрою, многие преподаватели сравнивали зарплаты между бюджетными и коммерческими часами. Постоянно возникал вопрос, кому именно вести уроки во внебюджетных группах. Наконец, иногда «наседали» на директора с просьбами поднять зарплату за счет дополнительно полученных средств. Приходилось доказывать, что эти средства необходимо в первую очередь вкладывать в развитие материальной базы техникума, а вопрос с повышением зарплаты решать постепенно; доказывать, что «проесть» внебюджетные деньги – большого ума не надо; доказывать, что полученные средства должны расширять возможности техникума в предоставлении образовательных услуг.
 
- К чести коллектива колледжа, в финансовых вопросах никто не стал «раскачивать лодку». Доводы руководства были достаточно убедительны. А со временем стали ощутимы и «образовательные дивиденды» - репутация колледжа в новых экономических условиях росла, учиться в нем считалось престижным, а это гарантировало устойчивое финансовое положение.
 
* * *
Программы обучения в коммерческих и бюджетных группах ничем не отличались друг от друга – и тем, и другим колледж давал повышенное средне-специальное образование. Другой разговор, что была психологическая разница, набор базовых знаний, отношение к учебе. В коммерческих группах ребята на тот момент оказались слабее, с ними было больше индивидуальной работы. Объяснялась такая разница достаточно просто. Когда появились коммерческие группы, преподавателям колледжа не раз приходилось слышать от студентов:
- Мы ведь вам платим, а вы нас еще учиться заставляете!..
Потребовалось несколько лет, перемен в новом общественном сознании, чтобы переломить эту нелепую установку в головах ребят.
 
* * *
Сегодня колледж, если можно так сказать, шагнул в глубину содержания учебно-воспитательной работы, совершенствуя каждое направление, воплощая новые идеи, возобновляя лучшие традиции. Это очень масштабная работа, хотя внешне может казаться, что жизнь техникума течет ровно, спокойно. Образовательная сфера по определению не может быть спокойной. Она каждый раз должна генерировать новые идеи, отвечающие требованиям времени, где-то работать на опережение, предлагая строительной отрасли страны глубоких и востребованных специалистов.
 
Вячеслав ЛЮТОВ, Олег ВЕПРЕВ
Категория: Воспоминания, собранные ЛГ "Раритет" | Добавил: кузнец
Просмотров: 686 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: