Приветствую Вас Гость | RSS

Южноуральский Биограф

Суббота, 20.04.2024, 04:15
Главная » Файлы » Рассказы из жизни

Илья Ткачев. КОРОТКИЕ РАССКАЗЫ - (1)
31.07.2013, 14:40

ГАРИФКИНО ПАЛЬТО 

В нашей деревне был пастух Гарифка. Пас он коров и овец. Ходил Гарифка хотя и в лаптях, но зато в хромовом пальто – оно служило ему защитой от дождя, да и не тяжёлое было.

Васька Назимкин, который постарше всех был, со своими дружками, бывало, что-нибудь да и схулиганит над Гарифкой-пастухом. Когда, например, вечером Гарифка возвращается с табуном домой, они возьмут да и разгонят овец в разные стороны. Последние, растерявшись, пробегают мимо своего двора.

Так они частенько делали. Гарифке пастуху не нравились шуточки, не любил он озорников. Огреет их, бывало, кнутом – вот и вся его расплата. Ребята затаили злобу на Гарифку: мол, мы тебе всё равно отомстим за кнут. Пробовал пастух жаловаться родителям, а те посмеются и ладно. Так и шло время.

Однажды к Назимкиным в гости заехал на дрожках зять Егор. В деревне его просто звали Ёга. Поставил он лошадь во дворе, дал ей корма, а сам пошёл к тестю в дом.

Ну, раз гость прибыл, тесть Михайло и тёща Татьяна сразу его за стол. Ставят самогонку – бутылка за бутылкой. К тому же сами они любили выпить.

Сидят они втроём, пьют, а тёща только еду подставляет. Ега-зять тоже носил хромовое пальто. Когда ставил лошадь во дворе, там, на дрожках, и оставил своё хромовое пальто.

В доме пьют, дело дошло до песен.

Забегает к нам по соседству Васька Назимкин, весь запыхался. Говорит Сергею, моему братишке:

– Давай пойдём скорее. Гарифка оставил свое хромовое пальто у нас во дворе на дрожках.

Там наготове с ножами были уже Горка и Колька, младшие братья Васьки. А мне Васька говорит:

– Мы сейчас принесём тебе куски от хромового пальто, сшей нам кошельки. Ты ведь у нас, Алешка, «портной».

Я ему отвечаю:

– Смотрите, ребята как бы чего плохого не вышло. Застанет вас Гарифка, запорет кнутом. Вот вам и будут кошельки-бумажники.

Они убежали. Подкрались к дрожкам, срезали весь хромовый верх с пальто, оставили одну байковую подкладку да воротник с обшлагами и был таковы. А когда срезали хром, то приговаривали:

– Я Гарифку не боюсь, я Гарифку не люблю. Вот ему так и надо, пусть кнутом нас не бьёт.

Я был уже наготове и ниток в челноке намотал побольше. Дома у нас никого не было, все в поле. Быстро, за час-полтора, я сшил им по паре кошельков-бумажников складных с кармашками, как и должно быть. Остальной материал они спрятали до следующего раза. Дали мне за шитьё хромовый лоскут на кошелек. С тем и ушли.

Когда у тестя закончилась попойка, и они уже вдоволь напелись песен, Ега, сильно захмелевший, качаясь, пошёл вместе с тестем и тёщей во двор, чтобы поехать домой. Тесть Михайло суёт зятю в руки вожжи, а тёща давай его одевать в пальто.

– Озябнешь, – говорит, – дело то ведь к вечеру.

Когда она взяла пальто в руки, так и ахнула! Пальто-то без верха, осталась одна подкладка!

Вот это номер! Тесть кричит, тёща подняла вопли. Сбежались соседи, кто был дома. Егор, ещё ничего не понимая с пьяных глаз, напяливает пальто на себя. Сколько было тут смеху. Егор еле стоит на ногах в драной подкладке, но как увидел, что пальто без верха, сразу оробел.

– Что же это такое? Что теперь делать? Батюшки! – кричит тёща. – Кто над нами подшутил?

Егор спрашивает тестя: кто подменил пальто? Тесть таращит глаза, а сам и слова вымолвить не может, сильно перепугался. Егор полез в карманы, там лежали ключи от дома. Слава богу, они были на месте.

– Вроде бы моё пальто и ключи на месте, – думает Егор. – А где же верх от него?

Сколько было народу во дворе, все попадали со смеху. А Васька с братишками и Сергеем нашим смотрят на народ с повети сарая и сами себе не верят. Что же теперь будет? Ведь думали, что пальто Гарифкино, а оказалось вон чьё.

А Сергей еще и приговаривает: вот вам Гарифка, вот тебе не боюсь, не люблю.

– Что будем делать? – спрашивает Васька. – Дело хана! Кошельки-то вышли уж очень хорошие. Да, всыплют нам теперь как миленьким.

Взрослые меж тем пошли искать обрезки хрома по следу. Ребята по дороге к нам впопыхах обронили несколько кусков хрома. Пришли к нам дед Михайло с Татьяной, а я сижу за машинкой – ещё не успел себе последний кошелёк дошить. Поймали с поличным. Пришла моя мать с поля, схватила меня за уши и давай трепать. А сама приговаривает: что ты наделал, мошенник. Я, ничего не понимая, – в слезы. Говорю матери, что не я сделал, а Васька с Сергеем нашим принесли мне клочки хрома и велели сшить им кошельки. Вот я им и сшил по два кошелька. Они дали и мне хрома – я из него шью себе тоже.

Потом разыскали и основных виновников, которые срезали хром с пальто. Вывели нас всех пятерых во двор, по очереди выпороли ремнём, на том дело и кончилось.

А мне попало за то, чтобы я не шил больше таких кошельков – тоже, «портной» нашелся. Ну что ж, получил и я по заслугам. Егор с пьяных глаз так и уехал домой в одной подкладке. А вечером, когда стадо коров и овец возвращалось домой, Гарифка, как всегда, шёл позади стада в своём хромовом пальто как ни в чём не бывало.

Надолго нам запомнился этот случай с Гарифкиным пальто. Потом я совсем перестал дружить с ребятами – от греха подальше. 

ТАБОР 

Весной 1930 года, в первый год организации колхозов, в нашей деревне стали строить на колхозных землях так называемый табор – место стоянки лошадей и рабочей силы. Свезли на это место, выбранное в поле за три-четыре километра от села, пустые амбары из числа конфискованных у кулаков.

К посевной табор был уже готов. Первую борозду колхозники решили начать от грани, на обобществлённой земле, ибо в деревне ещё были единоличники. Но уже тогда вышел лозунг: «3а поле без межей».

В поле на первую борозду колхозники выехали вместе со своими жёнами. Поехали на неделю поднимать целину и сеять хлеб. Там же было организовано и общественное питание.

Пашут себе колхозники, прокладывая первою борозду, запахивая все межи, делая поле единым, неделимым. Женщины вместе с мужьями на поле, некоторые на таборе готовят пищу. Словом, выехала вся деревня, остались дома старики да дети.

Вечером после рабочего дня и ужина выходит гармонист Сергей Рузавин со своей гармошкой – открывается такое веселье, что слышно по заре за три-четыре километра, и длится до глубокой ночи.

Спали колхозники в амбарах прямо на полу, расстелив солому и дерюги, кто чего с собой привез. На утро с зарёй обратно на поле, организованно, все вместе. Раз в неделю приезжали в деревню на ночь, чтобы помыться в бане, и на следующий день, в воскресенье, опять в поле на табор. Так длилась вся посевная.

Пахали, прокладывая первую борозду, на лошадях. В колхозе был всего один трактор «Фордзон», поэтому основную задачу на севе решали лошади. Такие выезды семьям организовывались всё лето – и на севе, на сенокосе, и на уборке хлеба.

Коллективная работа всем нравилась. С песней и весельем работа спорилась. Да и к следующему году в нашей деревне за каких-то два три дня сразу родилось шестнадцать детей, мальчиков и девочек.

Мать моя, Матрёна Измайловна, была повивальной бабкой. В деревне рожали дома. Так эту бабку затаскали в эти дни по очереди. Я уже считал себя взрослым, сидел дома, как говорится, на страже. Знал, у кого находилась бабка, и направлял мужиков туда, чтобы они могли найти её и позвать на помощь роженице. Пришла наша мать домой только на четвёртый день. Вся измученная, с ног валится.

– Вот, – говорит, – детки, я и поработала, даже сил больше нет.

Председатель колхоза радовался пополнению – начало, мол, положено хорошее, пополнение есть, значит, колхоз будет долго жить. Табор нам помог, только потом этих ребятишек и девчонок в деревне так и стали называть «таборными». 

ХИТРЫЙ МИХАЙЛО 

Жил в нашей деревне Михаил Фокеевич Бивняев. Жил он богато. У него было четыре сына: Филька, Ваня, Володя, Макар да дочь Марфа.

Сыновья сильно зазнавались – мол, мы, богачи, нам всё возможно. Ребята дрались со своими сверстниками. Бывало, если кто их обидит, и сыновья пожалуются отцу, то он же собственноручно их и выпорет ремнём, приговаривая при этом:

– Пусть на вас мне жалуются, а не вы.

Он гордился своими сыновьями. Их в деревне все боялись, и даже звали живодерами.

В семье у Михайлы был достаток. Нанимал он работников на круглый год, а летом еще и подёнщиков. Старшего Филиппа женил, дочь Марфу тоже выдал замуж, остались в холостяках ещё три сына, один другого здоровее.

В обществе Михайло пользовался авторитетом. Садится в гостях за стол всегда на почётное место, чтобы все на него обращали особое внимание. А когда у него и сватья появились, тут он под собой и земли не стал чуять.

В деревне издавна весело гуляли на престольный праздник – Покров день, что приходился на 14 октября.

К этому дню все полевые работы стараются закончить – знают, что на Покров день пойдет гулянка на целую неделю. Все в деревне поют, веселятся, только стон стоит – слышно за три-четыре километра. Собираются родные, а их у каждого половина деревни, и гуляет мордва по дворам. Песенники заядлые, плясуны, и в компании от них не услышишь ни шума, ни скандала. Зато сыновья Михайлы на улице устраивали дебоши.

За неделю шумная родня пройдет все дворы с компанией. Но вот когда очередь дойдёт до Михаилы, и нужно гостей ему приглашать к себе, то он с женой Маланьей так напьется, что и ноги не могут нести. С тем родные и расходятся по домам. Раз Михайло с Маланьей свалились в предпоследнем дворе – значит, больше ничего не будет, кроме как расходиться. Праздник окончен.

Но однажды родственники сговорились – на следующий праздник, Рождество Христово, первым пойти к Михайле и начать пировать с него. На Рождество, правда, ничего не получилось, а на Масленицу все как один, пар десять-двенадцать, пришли к Михайле в гости – гулять начинать.

Михайле деваться некуда. Маланья на кухне хлопочет со стряпнёй, а Михайло усадил всех гостей за стол. Жена подала закуску, он вытащил ведро водки и стал угощать. А пили  водку раньше из одной чайной чашки или стакана по очереди.

Вот Михайло наливает первый стакан себе, поздравляет гостей.

– Здравствуйте гости!

Выпивает весь стакан, закусывает и начинает разговор:

– Спасибо, гости дорогие, пришли ко мне, не забыли старика.

Затем наливает второй стакан. Гости сидят, думают, что сейчас стакан пойдёт по кругу, а Михайло зовёт с кухни Маланью – иди, мол, Маланья, поздравь гостей. Она так же поздравила гостей, стакан с водкой чебурахнула и на кухню.

В голове у Михайлы уже зашумело, а гости ждут. Он, между делом, подсаживается к гостям поближе и  спрашивает:

– Ну, Федор, как у тебя нынче с хлебом? Как скотина? А у тебя, Иван, лошади все ли живы? А у тебя, Семён, овечки много ли ягнят принесли?

А сам наливает снова стакан водки.

– Ну, гости мои дорогие, здравствуйте! Спасибо, пришли, не забыли нас, родных!  – пьёт сам и закусывает.

Снова приглашает с кухни Маланью. Подаёт ей стакан водки – ну, Маланья, поздравь еще раз гостей. Та опять стакан хлобысть и была тут. А Михайло опять начинает расспросы:

– Что, Николай, ребятишки-то у вас не болеют? А у тебя, Василий, мать-то жива, али померла?

Гости всё сидят, смотрят, а руки протянуть к закуске не удобно. Надо ведь сперва выпить, а Михайло всё ещё не подаёт. Зато сам с Маланьей угощается. Вот уже и язык начинает заплетаться. Так они врежут стаканов по четыре-пять, но всё расспрашивают гостей о делах. Тогда один из гостей набирается мужества, отнимает у Михайлы стакан из рук и начинает сам подавать водку по кругу. 

Вот так он и угощал своих родственников, если кто к нему попадётся в гости. Желающих на такое угощение было мало.

Его потом раскулачили, сослали в Сибирь. Сыновья там пошли по другому пути, стали грабить, убивать, и в конце концов самого младшего сына, Макарку, где-то пристукали. Родители умерли там, в ссылке, остались старший сын Филипп с женой, да дочь Марфа с мужем и сыновьями, Ваня и Володя погибли. Так они и закончили свою неблаговидную жизнь.

 ДЯДЯ ИВАН МАНАЕВ 

Жил в нашей деревне Иван Манаев. Семья у него была большая: шесть дочерей и два сына: Мария, Марфа, Матрена, Степанида, Надежда и Анастасия, Никита да Илья. Старик трёх дочерей  выдал замуж, женил сына Никиту и только отделил его, как вскоре и сам попал в кулаки. Его взяли и раскулачили, выселили из дома. Перебрались они в землянку-саманку, приспособленную к жилью.

Дядя Иван был наш конкурент: прорубь рубить. Бывало и так: пойдёт осенью в ноябре прорубь зарубать во льду на реке, а тот ещё тонок. Выкупается в холодной воде, с тем и уйдёт домой.

А потом, когда через неделю снова придёт на реку, то мы уже с братишкой прорубь во льду зарубили и теперь чистим её – для женщин полоскать бельё. За это колхозники нам платили. Иногда дядя Иван брал у колхозников подшивать валенки, чтобы нас опередить.

Конечно, кормиться ему было нечем и трудно. Сам он был старый, а детей ещё четверо, все несовершеннолетние. Тут и случалась беда. У старшего сына Никиты умерла жена, осталось двое внучат-сирот: девочка Саша и мальчик Тимоша. Сын женился, взял другую жену с двумя детьми да своих двое.

Вот и пришлось дедушке Ивану взять внучат к себе.

Потом старик пошел работать в колхоз. Деваться некуда – семья. На конном дворе помогал: чинил хомуты для лошадей, вил верёвки из мочала, супони, поперечники и так далее. Так он и зарабатывал на хлеб, а жена его Екатерина управлялась по дому.

Летом с ребятами собирали колоски в поле, картошку, носили черёмуху, калину и другие ягоды. Собирали лебеду, потом её мололи и вместе с другой мукой мешали и кормили детей и внучат. Это позже в колхозе стали давать немного хлеба на трудодни.

Бывало, Иван Яковлевич поедет на мельницу, а там большая очередь. Воз зерна он никогда не насыпал, иначе придется на мельнице жить неделю, ждать очереди, брал лишь один мешок. Хитрый был старик, но жить-то надо. Семья большая – семь душ, а работник он один. Привозит на мельницу мешок зерна и просит у очередных, чтобы пропустили его с мешком зерна вне очереди молоть.

– Не воз же, а мешок, – говорят очередные. – Пусть идет.

Он же, чтобы донести мешок зерна до ковша на мельнице, попросит трёх-четырёх мужиков помочь ему засыпать в ковш. Там и окажется, что не в мешок он насыпал зерно, а в наволочку из-под перины. В нее входило так пудов десять-двенадцать, не менее. Вот так мешок! Удивлялись мужики, а он хоть бы улыбнулся. Один ведь мешок, да и только. А уж раз засыпал в ковш, то пока не смелет.

Вот такой находчивостью и смекалкой Иван молол зерно вне очереди.

Если ждать очереди, то все дела встанут дома. Сколько там работы: и лапти надо плести, и валенки подшивать, да еще на конном дворе надо успеть. Времени не хватает.

Потом дядя Иван приспособился в колхозе колоть скотину для общественного питания. Благо, и трудодни идут, и потроха ему отдают бесплатно. Словом, дело у него пошло на лад. Дочь Надя выучилась на тракториста, стала работать, помогать семье. Младший сын Илюшка тоже подрос, стал работать в колхозе, осталась ещё дочь Настя да двое внучат-сирот. Дочь Степаниду тоже выдали замуж. Семья зажила по-новому.

И вот однажды приключилась история. В колхозе надо было заколоть шесть-семь барашков для общественного питания трактористам. Я был в то время членом ревизионной комиссии. А без ревизионной комиссии не разрешалось резать скот или продавать живьём на рынке. Поэтому всегда вызывали меня на эту работу. Когда барашков закололи всех и привезли туши на склад кладовщику, то оказалось, что в трёх тушах нет почек.

Я запретил эти туши принимать на склад. Вызвали резака. Дядя Иван, когда удалял потроха из туш, то вместе с ними и вырезал почки. Думал, пройдёт, но на складе заметили. Тогда пришлось ему выкручиваться, врать. И вот он клянется-божится, даже встал на колени старик – доказывает, что у этих барашков совсем почек не было. Пётр Николаевич Иневаткин, председатель колхоза, тоже «грамотей», согласился с резаком, что у этих трёх барашков вообще почек не существовало. Дело оставалось за ревкомиссией. Я подумал, подумал и не стал дальше протестовать – уж больно было жалко старика. Да и поздно – почки-то наверняка жарились дома, и дети ждали обед.

Так и решили – отметим в акте, что четыре туши сдали на склад с почками, а у остальных трёх барашков почек вообще не было. О чем и подписали акт на забой. Мясо без почек было принято кладовщиком. Дядя Иван был доволен, просто сиял от радости – пронесло. Но после этого случая был уже более осторожным. 

СПОР МУЖИКОВ 

Как известно, мордва очень ревностно относились к религиозным праздникам. Перед коллективизацией в 1929 году на Масленицу гуляли всей деревней. Начинали гулять, пьянствовать ещё с заговенья, т.е. с воскресенья, а с понедельника пили всю недели. Женщины на кухне пекли блины, а мужики в другой комнате сидели себе группами и тянули самогон или бражку, закусывая блинами.

И вот однажды три друга: Фёдор Рузавин, Николай Вадяскин и Ефим Паравин, празднуя у Вадяскиных, додумались поспорить между собой: чья жена покажет всем троим недозволенное место, тот и выиграет. На кон поставили по мерину. Словом, мужики рехнулись от сильной попойки.

Но раз договорились, так и быть по сему. Вот сидят они в горнице, пьют и закусывают.

Первый Фёдор Рузавин вызывает из кухни свою жену Веру Фокевну. Та пришла на зов мужа. Несёт им на тарелке стопку блинов. Фёдор осторожно и говорит жене:

– Давай, Вера Фокевна, покажи нам всем троим твое недозволенное место. Мы поспорили…

Тогда Вера Фокевна плюнула своему мужу в лицо и начала его срамить:

– Дурак ты старый! Спился, наверное, и плетёшь невесть что.

С тем и ушла обратно на кухню. Мужики переглянулись между собой – что же дальше будет? Фёдор своего мерина уже проиграл.

Тогда вызывает свою жену Татьяну Николай Вадяскин. Татьяна тоже на тарелке несёт блинов мужикам и в чашке топленого масла.

– Что вам нужно? – спрашивает она.

– Ну вот, – говорит Николай Татьяне, – мы договорились, покажи нам Татьяна своё недозволенное место.

Татьяна налетела на своего мужа и давай его хлестать по щекам: вот дурак, чего выдумал! Николай и места себе не находит, а она всё долбит его в спину. С тем тоже ушла на кухню.

Ну что, делать нечего, надо вызывать третью.

И вот Ефим Паравин вызывает свою жену Матрёну. Как и положено, она тоже идёт с блинами, думает, что всё уже поели. С порога еще спрашивает: что вам угодно?

– Вот Матрёна, – говорит ей Ефим. – Покажи нам, Матрёна, своё недозволенное место. Мы поспорили…

А она, недолго думая, отвечает:

– Ну и как вам показать? Только спереди или сзади?

Матрёна была отчаянная женщина. А Ефим ей в ответ:

– Давай, валяй, как знаешь.

Матрёна набралась смелости, подняла юбку, показала мужикам и спереди и сзади и ушла. Мужики в начале смеялись, а потом спохватились, что Матрёна-то всех их обыграла. Куда и похмелье выскочило. А Ефим говорит приятелям:

– Ладно уж. На двоих давайте мне одного мерина, я и тем буду доволен.

Делать было нечего, раз проспорили – плати. Николай Вадяскин приглашает сына Антошку и приказывает ему свести рыжего мерина к Ефиму Паравину во двор. Так Антошка и сделал. Дружки вскоре разошлись. Ефим пришел с женой домой, а во дворе мерин Вадяскин ходит. Хотел было назад его вести к хозяину, а Матрёна запротестовала:

– Постойте же! Что я вам за даром, сукины сыны, показывала? Мой мерин и всё! Никому его теперь не отдам. Я заработала!

Так и остался мерин во дворе у Ефима Паравина до самой весны. А весной перед посевной вступил в колхоз. Каждый колхозник сдавай своих лошадей на конный двор. Свел своих лошадей и Паравин, в том числе рыжего мерина.

Когда колхозники узнали, как мерин Николая Вадяскина попал к Ефиму Паравину, долго смеялись над этим случаем. А Ефима прозвали в деревне «мерином». Эта кличка долго сохранялась за ним.

Жена Ефима, Матрёна Матвеевна, была женщина темпераментная, бойкая. Голос у неё был звонкий, слышно было аж в другом конце деревни – звенел, как жесть. Её в деревне прозвали «жестянкой».

Как-то поехали они летом город Стерлитамак на базар за покупками. Идут по базару, подошли к скобяному ряду, где раньше торговали кустари своим товаром. Матрёне надо было купить сковородку. У одного продавца она присмотрела сковородку, взяла её в руки, вертит и что-то хочет сказать. Мала, мол. А продавец уже заметил и говорит ей:

– Что, тётка, али не нравится моя сковородка?

– Нравится-то нравится, раз других нет, – бойко отвечала она. – Но мала, даже не прикроешь, где надо.

– Давай тётка, – улыбнулся продавец, – если прикроешь, то за так отдам тебе сковородку, а если нет, то уж извини: других нет.

Собрался народ, а Матрёна недолго думая, взяла и прикрыла сковородкой спереди, повернулась задом и кричит продавцу:

– Видать?

– Видать.

– Давай другую сковородку, прикрою – значит, мои.

Что ж, продавец подал ей вторую. Народ смеётся, интересно же, что баба над продавцом вытворяет. А Матрёне хоть бы хны, прикрыла и этой – теперь не видать.

Сгребла две сковородки, мужа за рукав, и пошли они на постоялый двор. Смеху было – не оберёшься. По дороге Матрёна и говорит мужу Ефиму:

– Что же тут дивного? А сковородки-то мне даром достались…

Привезла Матрёна эти сковородки домой, похвалилась соседке с радости, что, мол, две сковородки за один миг выиграла у продавца. Та удивилась за смелость. Конечно, этот слух распространился быстро по всей деревне. Многие её хвалили за находчивость, другие просто смеялись.

Вот поэтому она, когда на Масленицу спорили мужики, она, и глазом не моргнув, исполнила приказ мужа. Хотя и не знала, в чём тут был спор. А когда увидела у себя на дворе мерина, и муж ей рассказал, Матрёна взяла себе на ум. К сожалению, надо было сдавать мерина в колхоз. Что поделаешь? Время такое.

В колхозе Матрёна славилась своим мужеством, смелостью и находчивостью. Работала в колхозе исключительно хорошо. Любого мужчину могла за пояс заткнуть. Отчаянная была колхозница, за что её руководство колхоза хвалило, а народ уважал. Матрёна была ударница, везде впереди: что на уборке сена, или на вязке снопов, на молотьбе или на каких других работах.

Ефим же был мужчина смирный, скромный. Лишнее слово от него не услышать. Работал он в первые годы конюхом, а потом по болезни его поставили завхозом.

Так и жили они со своей супругой Матрёной до старости лет. Ефим скончался, Матрёна на пенсии, хотя и старенькая, но всё ещё бодрая старушка. А Федор Рузавин и Никалай Вадяскин после того, как сдали лошадей в колхоз, посмеивались себе под нос.

– Мерина-то всё равно нужно было сдавать, а шутку мы с тобой, Фёдор, на Масленицу всё-таки сотворили, – заключил Николай Вадяскин.

Вот такие бывали дела в нашей деревне при единоличном хозяйстве. 

ДЕЛЕГАТКИ

У нас в колхозе в свое время были выбраны две женщины делегатами на Башкирское совещание женщин-колхозниц. Делегатки так делегатки, их так и звали в деревне. Это были лучшие колхозницы-ударницы, Паша Андичева и Настя Вадяскина. Ходили они в красных платках, белых блузах, чёрных юбочках узких, чуть пониже колен, а там были видны белые панталоны с кружевами, а на ногах носки-чулки хлопчатобумажные, тоже белые, да лёгкие туфли.

Такой была их одежда летом, отличная от всех женщин-колхозниц, которые ходили в разноцветных широких юбках да лаптях. Все колхозники к ним относились с уважением и почётом, потому что работали они хорошо.

Однажды весной, перед посевной, сортировали семена в колхозном амбаре. Там работали вместе с другими колхозницами и делегатки. Погода стояла тёплая, все ходили раздевшись. А делегатки – в своей отменной одежде. Амбары с хлебом стояли на задворках, на бугре, а внизу – деревня. Жили делегатки в разных краях: Пашка Андичева посреди деревни, а Настя Вадяскина – на конце, с полкилометра дальше.

В один прекрасный день, в обеденный перерыв, все колхозницы пошли на обед. И делегатки, конечно, пошли на обед, но позади всех. Ходили они на работу и с работы вместе. Вот идут они эдак домой, разговаривают между собой. Идут не торопясь. Вдруг откуда ни возьмись сорвался колхозный бык по кличке «Борька» и пошёл по деревне. Бык увидел на женщинах красные платки и дунул за ними. Он сильно бодался, и красные платки его раздражали. Бык заревел. Делегатки, обернувшись и увидев быка, давай от него бежать по деревне – бык за ними, не отстаёт, косится.

У делегаток юбки узкие, ходу не дают. Что же делать? Подняли они свои юбки повыше колен и давай чесать вдоль деревни, только белые панталоны на них сверкают.

Пашка даже мимо своего двора бежит за Настей. Вышли на крик на улицу женщины-мордовки, смотрят, как рядом друг с другом бегут вдоль деревни с поднятыми юбками в одних панталонах делегатки. Одна женщина кричит своей соседке:

– Смотри, как делегатки бегут. Либо уж рехнулись? 

А как увидели, что бык за ними идёт, мычит, косится, поняли в чём дело и давай зазывать к себе в дом делегаток. А делегатки настолько перепугались, что зова их не слышат. Так и добежали до конца деревни в дом к Насте Вадяскиной.

Вскоре примчался скотник Гриша Трошкин, поймал быка за кольцо в носу и повёл его на ферму. Борька только признавал одного скотника Гришу. Так и кончилась эта история. В колхозе сразу об этом узнали и даже сочувствовали делегаткам.

А старухи-мордовки ведут между собой разговор:

– Вот, пошли делегатками, так вас бог и наказывает. Не то ещё будет!

Потом свою «декорацию» они сменили – стали они носить то, что и все женщины-колхозницы.

Но случай этот долго потом вспоминался в народе. Бывало, на работе в поле или еще где, кто-нибудь да и расскажет про него для потехи. А делегатки слушают, молчат. Что ж поделаешь? Легко же они тогда отделались от быка, а то забодал бы, если догнал. 

КУРАЩУП 

При коллективизации в первый год  организации колхоза в нашей деревне объединили весь скот: лошадей, коров, овец, свиней и даже гусей и кур. Сделали отдельные фермы из кулацких дворов. По вечерам ежедневно колхозники получали с фермы молоко и яйца по душам.

Шли дни, организовали общественное питание. Всё это было как-то непривычно: обедаешь в столовой, за молоком и яйцами идешь на ферму. Колхозники были недовольны, высказывали свои претензии руководству колхоза. Но ничего не поделаешь – раз создали колхоз, всему надо подчиняться.

Лошадей обобщили – это вроде бы понятно. Надо же в колхозе иметь и рабочую, и тягловую силу, хотя у некоторых семей лошадей не было. Коров, овец, свиней тоже согнали на один двор, на другой – гусей и кур. У колхозников на дворе не осталось ничего.

Наступила весна, потеплело, появились мухи и черви. Коровы без привычки в общем дворе стали друг друга бодать. На гусиной и куриной фермах целый день переполох. Гусаки дерутся, петухи тоже, а куры стали нестись где попало, да к тому же и яйца клюют. Поставили старшим на куриной ферме (птицеферме) колхозника-старика, весьма добросовестного, деда Егора Семёнова. Дали ему помощниц. Но что они могут сделать, когда условий надлежащих нет? А яйца колхозники требуют, как по норме положено. Тогда придумали – ежедневно кур ловить и щупать. Которая курица с яйцом, её сажают в отдельное помещение – сарай, где сделаны были гнёзда. Сидит она там, пока не снесётся.

Так было каждый день. И вот однажды, когда ловили и щупали кур, сын Егора, Степан, поймал петуха и тащит его отцу.

– На, папка, эта курица, наверное, с яйцом.

Егор посмотрел на сына и говорит ему:

– Ты что, дурак? Разве не видишь? Это же петух! Разве петухи несутся?

– А я-то не знал, – отвечает молодой и немного недоразвитый Стёпка. – Я думал, что и петухи несутся.

Так они и продолжали свою работу. Вскоре это хозяйство – коров, овец, свиней, гусей и кур – раздали обратно по колхозникам, оставили общественными только лошадей. Такой вот получился перегиб при коллективизации, о чём было даже специальное Постановление ЦК партии. Признали, что надо обобществлять только рабочий скот, а другие фермы  развивать отдельно, закупая скот и птицу специально, пусть у тех же колхозников –  как излишки.

Так перестала существовать в нашем колхозе птицеферма, и дед Егор не стал больше щупать кур. Но в деревне его все равно прозвали «Куращуп»; позднее фамилию – Семёновы – уже не стали поминать, а просто называли «Куращуповы». В деревне такое прививается очень быстро и надолго.

 НА СПЛАВЕ ЛЕСА 

Как-то нас троих весной направили из колхоза на сплав леса. Из района было дано указание: от каждого колхоза по три-четыре человека направить на сплав леса для города Ишимбая. Он тогда начал бурно строиться.

Из нашего колхоза поехали старший Иван Сарыгин, затем Иван Грязнов и я с ними. Привёз нас дядя Василий Грязнов, отец Ивана, в деревню Акбута, в верховьях реки Белой. Привёл в Сплавную контору, что шла следом за зачисткой сплава, сдал нас, а сам уехал домой.

Кругом горы да река. Солнце появляется из-за гор с десяти часов утра и до трёх часов дня – и это в весенний-то день. А остальное время – сумерки и ночь.

Работали мы там с утра и до вечера, по 12-14 часов в день – словом, от зари до зари. Комары в первое время нас заели. Некоторые сплавщики не терпели, даже уходили с температурой с работы. К тому же весь день в воде, мокрые. У многих начали преть ноги между пальцами от сырости.

Нам повезло – дома дали мне бутылку автола, вот мы и лечились им. На ночь и утром намажем ноги автолом и ходим весь день, как положено. Вода к ногам мало пристаёт, поэтому ноги сыростью не так разъедает.

Толкаем от берегов брёвна на середину реки – они плывут себе по течению. Пробыли мы там две недели и, наконец, у деревни Сыртланово река Белая вышла из гор в степь. Вот тогда мы и увидели, как всходит и заходит солнце.

Там мы и решили бежать домой.

От Сыртланово до нашей деревни надо прошагать более ста километров. Утром на заре, пока все спали, мы тронулись в путь. Идём глухой дорогой, на запад, чтобы нас никто не мог заподозрить. Наконец, к вечеру пришли в село Воскресенское, заночевали у знакомых, а до дома ещё полпути ходу.

О нас Сплавной конторе спохватились, сообщили в Мелеуз в райисполком, а те – в колхоз: ждите, мол, скоро прибудут.

Мы же ночевали ещё ночь в селе Зирган, и лишь на третий день к обеду добрались до своей деревни, голодные и усталые. Идём, разговариваем между собой, а около деревни верхом на лошади нас встречает Ванюшка Ярыгин, сын председателя колхоза. Подошли мы к  нему, поздоровались, а он и говорит:

– Я ведь вас встречаю. Нам в Правление ещё  вчера позвонили, что вы сбежали со сплава. Сейчас собралось правление колхоза, и про вас всё уже  известно.

Что ж поделаешь? Завели нас в Правление, старики смотрят на нас, а мы, как арестанты, стоим у порога.

– Ну, проходите, орлы, садитесь, – приглашает нас председатель. – Что будем с вами делать?

Мы молчим.

Тогда Ванька Сарыгин, он постарше, и говорит, что на сплаве работать невыносимо, а потому и решили бежать оттуда. Правление колхоза решило: главного зачинщика Ивана Сарыгина исключить из колхоза, а меня и Ивана Грязнова, посчитав ещё молодыми и неопытными, в колхозе оставить. Иван Сарыгин только этого и ждал – лишь бы уйти на производство. На следующий день нас с Грязновым снова отправили на сплав. Дали нам и третьего – Степана Трошкина. Там мы так и проработали да самой уборочной и бежать домой уже не решались и не рисковали.

Иван Сарыгин вскоре получил паспорт и с семьёй уехал в город Ишимбай. Там он поступил работать оператором, а затем мастером на нефтяные вышки. Получил квартиру и живёт припеваючи.

Однажды перед посевной, когда вода уже разлилась по лугам, а половодье бушевало во всю, для колхоза потребовалось достать 300-350 килограмм нефти, чтобы на своем движке смолоть фураж для лошадей к посевной. Тогда и послал председатель нас с Романом Петровым в Ишимбай за нефтью. А нефть многие втихаря доставали с буровых вышек, где её уже качали.

Мы приехали туда, а там Иван Сарыгин всем делом заправляет. Мы к нему – так, мол, и так, колхозу нужна нефть.

– Забыли, как вы меня в прошлом году из колхоза выгнали? – отвечает он. – А теперь вам нефть понадобилась? Нет вам ничего!

Наконец, после долгой просьбы, он согласился, налил нам две бочки нефти, взял за это 12 рублей на литр водки и направил нас домой, а председателю велел передать «большой привет».

Так мы и поехали. В деревне Аллагуват заночевали у Сабита, знакомого, утром по морозу приехали домой.

Через речку Сухайла уже трудно проехать – вода поднялась, и лошади шли вплавь. Лёд, который был вчера, подняло и унесло. На левом берегу собрался народ, а мы стоим на правом. Нефть, считай, уже дома, а перевезти её через речку трудно. Тогда собрали верёвки и канаты, верхом вплавь перевезли к нам, зацепили наши сани по очереди, а на другом берегу впрягли пару лошадей. Так и переправили нефть через речку по дну.

Председатель похвалил нас с Романом за мужество, а мы ему передали тот «привет», который прислал Иван Сарыгин. Что правда, то правда – Иван Сарыгин заплатил за зло добром. 

ТЕРМОС 

Зимой мы возили хлеб сдавать государству. Дорога была длинная – Стерлитамакский элеватор находился за сорок километров. Зима. Морозы сильные, доходили до 30-35 градусов ниже нуля. Мать, провожая меня в дорогу, предлагала брать с собой термос:

– Ты, сынок, возьми с собой в дорогу термос с горячим чаем. Пить захочешь, горячего чайку попьёшь, и тепло на душе будет.

Термос ещё летом нам прислала из Мурманска сестра Ольга. В него входил один литр чая. Но кто в те годы в деревне знал про термос, и для чего он служит? Вот и прозвали его мужики «Волшебной бутылкой». Когда ехать в город соберусь, положу в мешок с продуктами термос с кипятком и чаем – захочу погреться в дороге, налью колпачок 200 грамм и пью себе преспокойно. На морозе аж пар валит от меня. Со временем повадились ко мне мужики из обоза пить горячий чай.

Однажды с нами в обозе поехал Степан Назимкин. Здоровый мужчина, а сам пень пнём, простой неграмотный деревенский мужик. Мужики из обоза, а нас человек двадцать будет, говорят Степану:

– Слышишь, Степан? Если Илюшка Ткачев возьмёт с собой «волшебную бутылку», то может тебя в дороге на морозе угостить горячим чаем так, что дуть будешь.

– Давай, – говорит Степан, – посмотрим, что там за колдовство с горячим чаем. Если чай будет горячий, то я ставлю вам литр водки, а если нет – то вы мне. Знаю, на дороге на морозе бутылка-то с чаем лопнет, где уж там до горячего.

Мужики на спор-уговор этот заручились, чтобы было без обмана. А мне велели налить утром кипятка в термос и шепнули, что, мол, по дороге мы Степана угостим из твоей «волшебной бутылки».

– Ты только молчи, а там посмотрим, что с ним будет.

– Вы уж, смотрите, его не сожгите, – отвечаю им я.

Взял я утром термос, налил в него чая-кипятка, закупорил его в мешок. С тем и поехали.

Мороз на улице ещё сильнее вчерашнего, градусов под сорок. А мужики подтрунивают над Степаном:

– Вот доедем до села Наумовки, сделаем передышку лошадям, там тебя и угостим горячим чаем из «волшебной бутылки».

– Ну да! – отвечает Степан. – На таком-то морозе да ещё горячий чай! Смотрите, бутылка лопнет – тогда гоните мне обещанное, раз проиграли.

– Ладно, – говорит старший обоза Иван Семёнов, – посмотрим, чья возьмёт. Только смотри, Степан, что уговор был по-честному.

– А как же! Мне и самому хочется выпить за ваши деньги, – отвечает Степан.

Едем себе, насвистываем, кони то бегут, то шагом идут. Снег под полозом саней скрипит. А мороз ещё сильнее. Даже воробьи или синицы налету падают тебе в тулуп, отогреются там несколько секунд и опять улетают. Так всю дорогу.

Приезжаем мы в Наумовку, около церкви останавливаем обоз. Старший Иван Семёнов с остальными мужиками ведёт Степана к моему возу. 

– Ну, – говорит он мне, – давай свою «волшебную бутылку». Да пошепчи чего-нибудь, чтобы чай в ней закипел, Степан пить хочет.

Я вынимаю из мешка термос, отвинчиваю колпачок, снимаю пробку:

– Держи, Степан, вот этот стакан, да смотри не сожгись!

Наливаю ему в колпачок чая и подаю. Только Степан поднёс его к губам, хлебнул глоток да как закричит! Обжёгся, значит.  Глаза у него и так были белые, а тут ещё больше побелели. Даже слова сказать не может. Дух захватило от чая. А мужики смотрят на него, с хохоту падают на снег и на сани. Смеются и приговаривают:

– Как тебе, Степан, «волшебная бутылка»? Видишь, что она делает? И сварить может человека. Теперь ты убедился? Гони литр водки, раз проспорил…

Степан бурчит себе под нос:

– Да уж, Илья ведь сколько книг всяких  прочитал! Видимо, и колдовать может, не то ещё придумает. А мы что? Неграмотные, вот и попадаемся на  крючок.

Так Степан и проспорил литр водки мужикам – пошел покупать на постоялый двор в городе. Мужики подвыпили как следует, к этому своей водки добавили, и дорогой смеялись над Степаном и «волшебной бутылкой», а он так и не понял, в чём тут был секрет.

Затем Степан много раз пил чай из термоса, но всегда в начале подует и лишь потом к губам подносит.

читать дальше

Категория: Рассказы из жизни | Добавил: кузнец
Просмотров: 760 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: